Основные направления работы с семьей с целью профилактики  девиантного поведения несовершеннолетних

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков.

Задачи работы с родителями:

  • осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
  • осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
  • осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.                                                   

         Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.                                                                                                                                                        Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

Например, консультация для родителей на тему "Как справиться с подростками, которые плохо себя ведут".

Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.

Диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом следующих принципов:

полученная в результате диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами;

полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе;

сообщение результатов диагностики должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического обследования.

Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики осуществляется индивидуально. Можно порекомендовать тест-опросник родительского отношения, опросник "Измерение родительских установок и реакций", схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

Коррекционная работа с неполной семьей, имеющей ребенка с девиантным поведением.

Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членами, и совместная групповая психотерапия детей и родителей.

В настоящее время в современном обществе отмечается пристальное внимание к семье со стороны социальных институтов. Такой повышенный интерес можно объяснить рядом тенденций, среди которых ухудшение демографической ситуации в стране, минимализация воспитательного потенциала современной семьи, усложнение психологического, духовного мира современного человека, рост его потребностей, которые в своем большинстве формируются в семье. Кроме того, меняется и сам субъект процесса социализации – ребенок. Поэтому руководство его духовным и

нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых, синтеза усилий всех социальных институтов.

С другой стороны, неуклонно растет число неблагополучных семей, которые, как известно, не выполняют полноценно свои воспитательные функции и в соответствие с данным критерием являются дисфункциональными.

Как правило, в таких семьях преобладают неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жестокое обращение с детьми и т.д.), и в целом имеет

место факт нарушения внутрисемейных отношений. Они проявляются в неадекватных воспитательных установках, нарушают процесс семейной социализации и способствуют формированию девиантного поведения детей из этих семей.

В связи с этим особо актуальной является проблема оказания психолого-педагогической помощи семьям девиантных подростков с позиций

комплексного подхода. Все усилия необходимо направлять на восстановление семейных систем, культивирование взаимопонимания в семьях, на повышение психологической и педагогической грамотности и культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Различные аспекты проблемы оказания помощи семье девиантных подростков разрабатываются в рамках различных наук, которые в соответствие со своим объектом и предметом выделят собственные приоритеты в решении данной проблемы.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

Алгоритм изучения семьи

"Методики и технологии работы социального педагога с различными категориями семей"

 План работы с семьей, оказавшейся  в социально-опасном положении