Уважаемые педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, эта страница для Вас!

Надеюсь здесь Вы найдете что-то полезное для себя.    

Становления подрастающего поколения – тема как всегда актуальна. Особенно важной становится она для педагогов специальных коррекционных  школ,  готовящих детей для самостоятельной жизни.                            Недостатки физического или психического здоровья  затрудняют социальную адаптацтию  выпускников коррекционных школ 8 вида.  Такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможности ребенка в приобретении им социального опыта и подготовке к самостоятельной жизни.  Практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами должна отвечать задаче формирования необходимых в жизни  личностных качеств,  таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению  на основе труда,  проявления настойчивости, самодисциплины,  а также  создание  жизненной перспективы.          Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.                                                                                                    Объектом социально-педагогической деятельности в школе являются учащиеся, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, кроме того, учащиеся, имеющие физические, психические или интеллектуальные нарушения развития.

         Также необходимость в социально-педагогической поддержке возникает тогда, когда семья, а зачастую и школа не обеспечивают оптимальных условий для развития, воспитания и образования ребенка, в результате чего возникают трудности в процессе социализации детей и подростков.

       Однако прежде, чем реализовать цели своей социально-педагогической деятельности, педагог должен хорошо знать особенности развития ребенка и ту среду, в которой он развивается, самостоятельно выявлять факторы, оказывающие негативное влияние на воспитанника.

       Если принять во внимание тот факт, что семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе, то можно с уверенностью утверждать, что значимое место в социально-педагогической деятельности должна занимать работа, в рамках которой готовятся предпосылки для создания прочных и долговременных отношений с родителями учащихся. От того, в какой степени изучены условия проживания семьи, микроклимат отношений, зависит успешность любых воспитательных воздействий, эффективность использования многообразных методов и форм по социализации учащегося.  По этой причине обязательной составляющей социально-педагогической деятельности становится работа с семьями учащихся.

          Только вместе с родителями,общими усилиями,учителя могут дать детям счастье-Сухомлинский

  Формы и методы работы с семьей условно делится на следующие этапы:

- профилактический;

- диагностический;

- реабилитационный.

Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.. В коррекционной школе наиболее актуальны родительские лектории, на которых обсуждаются проблемы межличностных отношений в семье и другие  

На диагностическом этапе социально-педагогическая деятельность классного руководителя предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
1. Если ребенок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, социального педагога, врача, учителей - предметников.

2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребенком, ни семьей, в компетенцию педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространен в условиях коррекционной школы, когда зачастую только педагог озабочен состоянием ребенка, негативным влиянием на него социума, его неуспешностью в той или иной сфере образовательной деятельности.

На данном этапе уместно использование следующих диагностических методов:
1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии психики ученика;
2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
3. Проведение письменного опроса;

4. Тестирование

С целью составления общего представления об эмоциональном состоянии семьи, особенностях мироощущения каждого из членов семьи применяются карточные методики. Семье предлагается набор карт с определенным смысловым содержанием, которые необходимо расположить по времени – прошлое, настоящее и будущее. Главное внимание следует уделить методикам проективным, так как именно они позволяют получить общее представление о неосознаваемых ребенком и родителями состояниях (тревожность, бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание). Кроме того, уместно применение в школьной практике педагога и других методик: ассоциативных, построенных на словесных ассоциациях (система незаконченных предложений), экспрессивных (использование рисунков). Целесообразно использовать методы, предполагающие работу с документацией: изучение документов, сбор информации о жизни учащегося, истории его семьи.

  пример- письмо папе и маме пример-ромашка,отношения в семье

Реабилитационный –На этом уровне работы с родителями школьников используются следующие методы:

1. Беседа;

2. Включенное наблюдение;

3. Убеждение;

4. Метод «письмо-обращение»;

5. Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору);

6. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов);

7. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).

8. Массовые акции (субботники, праздники);

  Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

1) демографический – состав семьи;

2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

        Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива коррекционной школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.

       Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.

 

 При организации работы с семьями воспитанников коррекционной школы-интерната нужно обязательно учитывать:

  • психофизические особенности учащихся:
  • их положение в семье;
  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи;
  • удаленность места жительства семей от школы.

В связи с этим первоочередной задачей в работе с родителями воспитанников является проведение тщательного обследования каждой семьи и анализа полученных данных.

    В процессе обследования семей необходимо установить следующие данные:

  Для нормализации взаимоотношений между родителями и детьми с проблемами в развитии осуществляется корригирующее воспитательное воздействие на семью, и в первую очередь ознакомление родителей с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:

  • с особенностями их психического развития;
  • с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером его дефекта;
  • с особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;
  • со специальными задачами коррекционной школы;
  • с методами и содержанием воспитательной работы в коррекционной школе.

  В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств.

 необходимо еще раз подчеркнуть, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всем соблюдать педагогические нормы и такт, следовать тому идеалу гуманистических отношений, которые он формирует у детей.

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

   Заботясь об эффективном взаимодействии с семьёй, педагог должен учитывать важность следующих факторов:

1. Приглашение родителей к сотрудничеству. Часто педагог считает, что родители находятся в оппозиции к нему. Пытаясь предотвратить возможные отрицания с их стороны, он начинает разговор в директивном тоне вместо того, чтобы понять их чувства, проявив сдержанность, открытость. Доброжелательность, открытость в общении с родителями – первый шаг к сотрудничеству с ними.

2. Соблюдение позиции равноправия. Объединение усилий педагога и семьи ребенка возможно при взаимном признании ими равноправия.

3. Признание важности родителей в сотрудничестве. Педагог должен всегда подчеркивать важную роль родителей в воспитании и развитии ребенка.

4. Поиск новых форм сотрудничества. Педагог может предложить одному из родителей организовать родительские собрания, вместе определив их тематику, структуру и т.д. Особенно полезный обмен мнениями с родителями по налаживанию взаимопонимания с детьми.

   Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:

– использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении.

– доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

– педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, он по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;

– жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребенка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни.

      Таким образом, большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

В школе-интернате  на наших глазах происходит процесс становления личности ребенка в целом,   т.к. в условиях  круглосуточной жизни интерната воспитатели большее время проводят с детьми, то этот процесс идет при нашем непосредственном участии.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Создание  оптимальных условий для  обеспечения качественного коррекционного образования, ориентированного на формирование социально адаптированной личности воспитанника с целью социальной реабилитации обучающихся, воспитанников с ОВЗ и последующей их интеграции в современном обществе.

  Для успешной реализации  данной цели в нашей школе-интернате используются следующие формы работы:

  • экскурсии, поездки

  • совместная работа со специалистами;

  • специальные занятия, тренинги по развитию различных адаптационных компетенций;

  • профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями;

  • деловые игры,

  • тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;

  • кружковая работа, обеспечивающая развитие, социальную адаптацию через творчество, самореализацию;

  • здоровьесберегающие технологии.                                                                                                                                                                                                                                                                         Таким образом, правильно организованная воспитательная работа может служить средством успешной социальной адаптации выпускников коррекционной школы.  Педагоги призваны  стать для учеников наставниками, старшими товарищами, доверенными лицами.