"Формирование правовых знаний и привитие привычки к ЗОЖ у подростков с ОВЗ посредством групповых и здоровьесберегающих технологий"

В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка.  Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. В связи с этим, сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни становятся важнейшими задачами образовательного учреждения.  

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

   Здоровый образ жизни - единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

ЗОЖ - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья детей.

    Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего - на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50%:

 - приходятся на экологию (20%);

 - наследственность (20%);

 - медицину (10%) (т.е. на независящие от человека причины).

       Факторы, влияющие на формирование осознанного   отношения подростков к своему здоровью

• Физическая активность, занятия в спортивных секциях, ежедневные физические упражнения, посещение тренажерных залов, бассейнов, кортов.

• Жизненный случай: встреча с интересными людьми на туристических слетах, в спортивных залах, на лекциях.

• Сверстники: мода на определенные привычки, образ жизни, культура отношений в подростковой группе.

• Собственное переживание серьезных недугов, хронические заболевания, вызывающие страдания.

• Болезни родных и близких людей.

• Чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов, телепередач.  

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%,СМИ,  в том числе интернет - 30%, улица -10%, школа - 10%.

Сегодня я расскажу, какую работу проводит школа по укреплению и совершенствованию   здоровья, а отсюда по повышению мотивации  учащихся  к совершенствованию уровня здоровья.

       Большая роль в реализации    поставленных задач  по ЗОЖ  принадлежит социальному педагогу школы, деятельность которого направлена на внедрение и распространение здорового образа жизни.

       Работа социального педагога строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий, реализации  проектов  программ.

В нашей школе действуют несколько проектов программ, разработанных  на основе районных  программ:

1.  «ЗОЖ» целью, которой является  -  создание  условий  в школе для формирования  психически здорового, социально –  адаптивного, физически развитого выпускника,  с активной гражданской позицией, способного осознавать негативные последствия вредных привычек, умеющего применять способы  отказа от них.

Задачи:

  • создание безопасной образовательной воспитательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья;

  • изменение отношения детей и молодежи к курению, алкоголю, токсическим веществам и наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение;

  • Формирование потребности здорового образа жизни через установки, пропаганду и профилактическую работу.    

здоровьесберегающие технологии в Образовании

· организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
· психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой педагога на уроке, воздействием, которое он оказывает весь урок на своих обучающихся; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
· учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне школы, но в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы:
· социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
· лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

 

2. «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  Целю которой является – формирование  в школе-интернате   единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся и воспитанников.

Задачи программы:

  1. Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

  2. Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

  3. Формирование личностных  нравственных качеств подростков;

  4. Формирование личной ответственности за свое поведения, увеличение степени самостоятельности подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы для дальнейшей  успешной социальной адаптации.

3. «Навыки жизни »,  программа ранней профилактики химической зависимости, рекомендована УО.

4.  "ЛадьЯ" («в ладу с собой»), ценностно -ориентированная программа первичной профилактики наркомании, ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей подросткового возраста

И так кроме перечисленного выше  в  своей работе использую учебно-воспитательную здоровьесберегающую технологию, направленную на формирование навыков здорового образа жизни. Воплощение данной технологии происходит через участие учеников в различных акциях, конкурсах, конференциях; проведении декад здоровья и т.д. Информационный стенд «Ровесник»,  беседы,  традиционные формы работы с родителями,   и другие формы работы – все это способствует пропаганде здорового образа жизни.

Беседы:  Курить-здоровью вредить!, поделись улыбкою своей, почему кости крепкие?, правила безопасного поведения, страх  тепло родного очага, что значат наши: имена, фамилии, отчества?

ПАМЯТКИ:  вода, вода..., если вы носите очки,  как достучаться до подростка, мир животных, опасный лёд, памятка по организации охраны здоровья воспитанников, правила питания, правила при работе за компьютером, правила ухода за зубами, следите за своей осанкой, солнце греет до..., спасите, люди, я тону!, улыбайтесь друг другу, учимся владеть собой, хорошее настроение, это надо знать, это необходимо уметь.

АНАЛИЗИРУЕМ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ:  ДУХОВНОЕ ЗДОРОВЬЕМОРАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕСОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ.

СХЕМЫ,ТАБЛИЦЫ, АНКЕТЫ:  чтобы быть здоровым (схемы), активизация внутренних ресурсов, права, обязанности и ответственностьот рождения и до совершеннолетия.

ЭТО НАДО ЗНАТЬ:  способы выхода из ссоры, словарь для воспитанников и родителей, планирование карьеры, агрессия и чувство вины, осанка, плоскостопие, словарь терминов и понятий.  Общие методические замечания к упражнениям по исправлению осанки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  как сохранить здоровье и остаться хорошим учеником, мы против наркотиков!, общечеловеческие ценности, пословицы о хлебе и здоровом питании, правила гармоничного распределения времени, признаки вашего характера, рекомендации по использованию возможностей кабинета в реализации здоровьесберегающих технологий.

 ТЕСТЫУПРАЖНЕНИЯФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.