Методика и технологии работы социального педагога
Метод - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Кроме метода в социально - педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия "прием" и "средства". Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства - это совокупность материальных, эмоциональных интеллектуальных и других условий. которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Наиболее широко в социально - педагогической деятельности используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким - либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. Убеждения - это твердая уверенность ребенка в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям и поступкам. Органическая часть убеждения - это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать. ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого. иначе ты огорчишь родных, и др.) Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут. положительный пример. Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица - социального педагога. И тот и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Беседа - это вопросно - ответный метод. Для подростков и юношей используются диспут - метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, ка упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение - широкое понятие, оно состоит из более узких - поступков, а поступок выражается в действии. Моральные нормы формируются у детей методом убеждения; действия, поступки и поведение формируются путем упражнений. Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. "Привычка, - писал К.Д. Ушинский, - укореняется повторением какого - либо действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлективная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию". Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творчества, сюжетно - ролевая и другие виды игр. Среди социально - педагогических методов особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение и наказание. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны. Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности. Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которые включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально - педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Технология - способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения.
Выделяются виды социально - педагогических технологий:
Субъективные СПТ: индивидуальные - технология саморазвития индивида, его самозащиты, самозащиты, самосохранения, самообеспечение и самореализацию; групповые - связаны с работой с социально - демографическими группами (возраст); массовидные - ориентированы на работу с большими группами людей, функционирующий в реальном физическом пространстве.
Деятельностные СПТ: совершенствование социально - педагогической деятельности - совершенствование организации структур деятельности, включающее в себя моделирование, прогнозирование и проектирование этих структур; оптимизация социально - педагогической деятельности; технологии улучшающие деятельность самого клиента.
Средовые СПТ связаны с созданием определенной социальной среды, оказывающей воздействие на индивида. Они значимы для построения современного гражданского общества и решения социальных проблем клиентов.
Н. П. Коняева, Т.С. Никандрова "Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития"