Методика и технологии работы социального педагога

  Метод  -  это способы взаимосвязанной  деятельности социального педагога  и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или  реабилитации ребенка.  Кроме метода в социально - педагогической деятельности, как  и в педагогике, широко используются понятия "прием" и "средства". Прием  понимается  как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению  к методу частный,  подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые  накапливаются практикой, обобщаются теорией  и рекомендуются  к их использованию всеми специалистами.   Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку  последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать   средствами. Средства - это совокупность материальных, эмоциональных интеллектуальных и других условий. которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели. Наиболее широко в социально - педагогической деятельности  используются такие методы, как убеждение и упражнение. Особенность использования  этих методов заключается в том, что социальный педагог имеет дело с детьми, у которых по каким - либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения.    Убеждения - это твердая   уверенность     ребенка  в истинности и справедливости нравственных знаний, они являются внутренним побуждением личности к нравственным действиям  и поступкам.  Органическая часть убеждения - это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка  о правилах  и нормах поведения, принятых  в обществе. Требования могут быть  различны: безоговорочное,  не допускающее возражений (нельзя воровать,  обманывать. ходить грязными, неопрятными и т.д.), более  мягкое требование  в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого. иначе ты огорчишь родных, и др.) Требования должны быть основаны на уважении  к личности ребенка, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью  в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению;  они должны выдвигаться с учетом мотивов  и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Убеждение может реализовываться  через такие известные в педагогике  методы, как рассказ, лекция, беседа, диспут. положительный пример. Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица - социального педагога. И тот  и другой метод используются  для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия.   Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Беседа - это вопросно - ответный метод. Для подростков и юношей используются диспут - метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. В формировании нравственных умений  и привычек главную роль играет такой метод, ка упражнения необходимы для того, чтобы  в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение - широкое понятие, оно состоит из более узких - поступков, а поступок выражается в действии. Моральные нормы формируются у детей  методом убеждения; действия, поступки  и поведение формируются путем упражнений. Метод упражнения связан  с формированием у детей определенных нравственных умений  и привычек. Воспитание   привычек требует многократных действий и  многократных повторений. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. "Привычка, - писал К.Д. Ушинский, - укореняется повторением какого - либо действия, повторением его до тех пор,  пока в действии начнет  отражаться рефлективная способность нервной  системы  и пока в  нервной системе не установится наклонность  к этому действию".   Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает  к таким формам организации  метода упражнения, как игра: творчества,  сюжетно - ролевая и другие виды игр. Среди социально - педагогических методов особую группу составляют методы коррекции, к ним относятся поощрение  и наказание. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь  определяется тем, что содержание  влияет  на формы и  методы, те в свою  очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны.     Применение технологий  в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его  деятельности.   Решение любой проблемы ребенка,  требующей вмешательства социального педагога, начинается  с диагностирования проблемы,  которые включает  в себя обязательный этап сбора, анализа  и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.  следующий этап - поиск путей решения этой проблемы. Внедрение технологий  в деятельность  социального педагога  обеспечивает экономию сил  и средств, позволяет научно строить  социально - педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Технология - способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения. 

Выделяются виды социально - педагогических технологий:

Субъективные СПТ: индивидуальные - технология саморазвития  индивида, его самозащиты, самозащиты, самосохранения, самообеспечение и самореализацию; групповые - связаны  с работой  с социально - демографическими группами (возраст); массовидные - ориентированы  на работу  с большими группами людей, функционирующий  в реальном физическом пространстве. 

Деятельностные СПТ: совершенствование социально - педагогической  деятельности - совершенствование организации структур деятельности, включающее  в себя моделирование, прогнозирование  и  проектирование этих структур; оптимизация социально - педагогической деятельности;  технологии улучшающие деятельность самого клиента.

Средовые СПТ связаны  с созданием определенной социальной среды, оказывающей воздействие  на индивида. Они  значимы для  построения современного  гражданского  общества  и решения социальных проблем клиентов.

Н. П. Коняева, Т.С. Никандрова "Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития"

"Организация воспитательной работы в коррекционной школе"

Методика и технология работы социального педагога