Счастье - это когда утром  хочется идти на работу, а вечером - домой.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ  И   ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Этапы трудового обучения учащихся:

1-3 классы – ручной труд
 4-9 классы – профессионально-трудовое обучение.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЕДЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРОФИЛЯМ:

-цветоводство и декоративное садоводство;

- слесарное дело;
- столярное дело;
- штукатурно-малярное  дело;
- швейное дело;

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 4-9 КЛАССАХ

При обучении труду класс делится на две подгруппы с учетом количества воспитанников в классе, профиля трудового обучения для девочек и мальчиков. Подгруппы могут формироваться из воспитанников одного или параллельных классов. При комплектовании подгрупп и подборе профиля трудового обучения учитываются интересы воспитанников, состояние их здоровья, психофизические особенности и возможности воспитанников, пожелания родителей (законных представителей) и рекомендации школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

В специальной коррекционной школе  подготовка  детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой  школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Профориентационная работа в коррекционной  школе главным образом нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания и включает в себя:

  • Урочная система профориентации;

  • Внеклассные занятия по профориентации;

  • Профессиональное просвещение учащихся специальной коррекционной школы интерната (через расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями);

  • Пропаганда профессий, которые  доступны для выпускников коррекционной школы;

  • Диагностика индивидуально-психологических особенностей и возможностей учащихся (через использование различных психодиагностических методик);

  • Консультирование по профессиональному самоопределению;

  • Практическая деятельность, работа в трудовых бригадах;

  • Экскурсии на предприятия города, службу занятости;

  • Работа с родителями по профессиональному самоопределению подростков.

    Деятельность социального педагога по профессиональной ориентации учащихся

    Помощь социального педагога в профориентации учащихся школы имеет очень важное значение. Социальный педагог вместе с психологом и педагогическим коллективом проводит различные диагностические мероприятия, информирует детей в этой области, формирует интерес у школьников к различным профессиям.

    Каждый социальный педагог, осуществляя профконсультанционную деятельность в той или иной мере должен уметь планировать свою работу. Можно выделить примерно следующие основные советы:

    1. Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным классом, с данным ребенком, с данной группой или в данной школе.

    2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной группы).

    3. Расписать все занятия по дням и часам.

    4. Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих проблем — к более конкретным). Расписать все занятия по дням и часам.

    5. Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем «теория» — это важно для работы со школьниками).

    6. Разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами (важен принцип «чередования»: немного теории — практика, немного теории — практика...).

    7. Подобрать разные методики: тесты, опросчики, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п. (использовать принцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то — больше играть...).

    8. Рассчитать все по времени.

    9. На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро и останется свободное время, которое «нечем заполнить»).

    10. Составить небольшие конспекты для всего курса.

    Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

    - обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

    - достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

    - прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности; содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

    Основные методы профессиональной ориентации: информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации); психологическое и медицинское консультирование; психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика; различные педагогические методы.

    В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

    • Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.

    • Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.

    • Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 9 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.

    • Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.

    • Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

    • Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.

    • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода.

    • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.

    • Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

    В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

    1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

    2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

    3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов - профконсультантов.

    4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

    5. Социально-профессиональная адаптация.

    6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

    При организации профориентационных занятий социальный педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Также необходимо подключать различных специалистов, таких как: психолог, медицинский работник, педагог-организатор, классные руководители, учителя предметники, а также представителей различных профессий.                                                                                                                                                                    Факторы, влияющие на выбор профессии

Климов Е.А. выделяет 8 факторов, влияющих на выбор будущей профессии:

Название фактора Содержание
Позиция старших членов семьи Есть старшие, которые несут прямую ответственность за тот факт, как складывается твоя жизнь.
Позиция товарищей, подруг Дружеские связи в подростковом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.
Позиция учителей, школьных педагогов Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает о подростке, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от самого него.
Личные профессиональные планы Под планом в этой ситуации подразумеваются представления об этапах освоения профессии.
Способности О своеобразии своих способностей надо судить не исключительно по успехам в учебе, однако, и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
Уровень притязаний на общественное признание Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
Информированность Важно позаботиться о том обстоятельстве, дабы приобретаемые сведения о какой-либо профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Склонности Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями

На каждого человека в той или иной степени оказывают влияние эти факторы при выборе будущей профессии.

    

Типичные ошибки подростков при выборе профессии

Выбирая профессию, подростки часто совершают ошибки. Вот основные из них:

1. Отношение к выбору профессии как к нечто неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. Бытующее мнение о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что не¬которые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).

3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

4. Перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется знание языка, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и другие. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и специальности за этим предметом стоят.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и, прежде всего, в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они способны ухудшить твое состояние здоровья.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

Основные шаги выбора профессии

1. Составьте список профессий, которые Вам нравятся, Вам подходят;

2. Составьте список своих требований к профессиональному будущему;

3. Определите важность каждого требования;

4. Оцените соответствие требований профессий с Вашими качествами;

5. Проанализируйте, какая профессия больше других подходит Вам;

6. Оцените свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами;

7. Определите практические шаги к успеху;

8. Сходите на экскурсии на предприятия, заводы и образовательные учреждения;

9. Поговорите с людьми разных профессий;

10. Верьте, что все в ваших руках!

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ ?

СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

 Профориентационная работа  школьного социального педагога

Терминологический словарь по профориентации