Главная » Файлы » Мои файлы

«Нецензурная брань»
[ Скачать с сервера (331.2 Kb) ] 20.12.2016, 11:29

Круглый стол «Нецензурная брань»

Язык есть исповедь народа.
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский

 Цель:
- вооружение детей нравственными ориентирами при построении
деятельности, общения и взаимоотношений, формировании основ
мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных
нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
-познакомить учащихся с многообразием поступков совершаемых взрослыми
и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
-сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного
поведения через выбор действия, способа общения и поведения;
-прививать учащимся стремление к нравственному
совершенствованию и вооружать их соответствующими способами
нравственного взросления.
Соц. педагог:  «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это  достояние, переданное нашими  предшественниками» - И.С. Тургенев. 

- Что значит «беречь язык»?

- От кого  его беречь?

Разве  у языка  есть  враги?

Оказывается, есть. И враги  эти – бранные слова, нецензурная брань.

 Нецензурную брань можно услышать  не только  на улицах но, и  с экранов телевизоров.  И политики, и  актеры, и журналисты могут сегодня себе позволить выразиться нецензурно.    

Так  же, как алкоголизм  и курение,  в самом начале человек может остановиться, но потом  ему очень  трудно остановиться.   Так   и сквернословие, человек  уже не может сказать предложение, не употребив плохих слов.   

       Ребята,  верно, говорят, что «слово лечи » и «слово ранит».

Одним словом можно человека поддержать, расположить к себе и обидеть и оттолкнуть. Слово соединяет людей, но оно же способно и разъединять.    Это только, кажется, что грубое слово нечаянно сорвалось   с губ. На самом деле тот, кто грубит, как правило, знает, что тем самым ранит человека.  

       На востоке жил мудрец, который так учил  своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным.

Если такое случилось  с вами, вспомните простую истину:

- только дурак назовет дураком другого,

- только раб ищет раба  в другом,

- только бездарь оправдывает то, что  не понимает сам, чужим безумием.

Поэтому никогда  не на кого  не обижайтесь,  и не  оскорбляйте сами»

       А знаете  ли  вы, какова  история происхождения  нецензурных слов?   К сожалению,   они имеют исконно – русские корни.  В  Древней  Руси  мат  являлся  не чем иным, как  заклинанием, формулой  против  нечистой  силы.  Через  матерную брань люди  вступали  в общение  с нечистой силой, призывая   их  в свою жизнь. Но  все  знали, что детей  бранить  нельзя матом, они   будут мучимы  бесами.  В древности считали, материться  дома нельзя: бесы  будут  жить   в этом  жилище. Также нельзя было  ругаться  в лесу – леший может обидеться, на берегу  речки  или  озера – оскорбится водяной. Где же человеку  можно  было выругаться, выплеснуть  из  себя всю  злость.  Оставалось  одно  место – поле. Отсюда  и  выражение – «поле  брани». Если  же  посмотреть  на  историю  происхождения    слова «мат»,  то  оно  означает «крик», громкий  голос.   

      Человек подражал как бы  звукам  животных. В Древней Руси  считалось  неприличным  уподобляться  скоту  и орать благим матом.   Мат -  отголосок  ритуального  колдовского  проклятия,  противоположность  молитвы. 

    На Руси  до середины 19 сквернословие  не только  не было распространено, но  очень долго являлось уголовно наказуемым, подвергали публичной порке.

    Скверное слово – черная энергия, несущая унижение. Что это  так, сомневаться  не приходится, потому  что ученые неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия  а состояние растений, животных, человека.

    Сквернословие, как и хамство,  - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань -  свидетельствует о духовной болезни человека.  Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

  У разных народов сложено много пословиц и поговорок о влиянии слова на
человека. «Слово — не обух, а от него люди гибнут», - поговаривали на Руси
Узбекская мудрость: «Раны излечивает доброе слово и песни».  

Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о влиянии слов на
человека? (Школьники называют пословицы и поговорки).
  Перед вами на экране будет появляться часть пословицы, ваша задача - продолжить её!
1. От учтивых слов язык не отсохнет.
2. Доброму слову и кошка рада. 
3. Ласковые слова слаще мёда. 
4. Как аукнется, так и откликнется. 
5. Каков голосок, таков и отголосок. 
6. От пустого слова травинка не зеленеет. 
7. Слово пуще стрелы разит. 

        Есть слова пострашнее, чем порох,(Кондратьева)

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове.

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

 

   

 

     Много слов на земле. Есть дневные слова-

     В них весеннего неба сквозит синева.

    Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

     С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

     Словом можно убить, словом можно спасти.

    Словом можно полки за собой повести.

     Словом можно продать, и предать, и купить.

     Слово можно в разящий свинец перелить.

 

Соц. педагог: Доброе слово
Доброе слово лечит, а злое убивает 
От теплого слова
От теплого слова и лед тает.
         Слово может больно ранить человека.  Мы с вами смотрели  фильм «Чучело».

   В  школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева.   Дети с неприязнью встречают   новую одноклассницу. И только Дима Сомов,   оказывает новенькой поддержку.   Дима совершил  трусливый  поступок.  В наказание ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникул.         

       Лена делает признание, что это она проговорилась, в результате чего она становится изгоем, все ученики объявляют ей бойкот, ей дают кличку Чучело.  

  Дима всё же сознается,  берёт вину на себя, но Лена вынуждена покинуть город.   

   Правильно ли поступила Лена?

   Правильно ли поступил Дима?

   Правильно ли поступили ребята?

Как можно было избежать этой ситуации?

 

      Научившись управлять словом, мы можем действовать во благо себе и окружающим. Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Берегите чувства близких людей, будьте внимательны к своим словам. 
  Стихотворение:
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
     Соц.пед: Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.
  Не только лекарства помогают человеку выздороветь, но и слова. Не зря говорят: «Доброе слово, что ясный день».  Хотелось бы предложить три малых золотых правил языка.  

Правило первое. «Думай, что говоришь». Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находиться на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори.  

Правило второе. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, нежели сказать неправду.  

Правило третье. «Не все, что думаешь, говори». Это правило не призывает нас, как, может быть, некоторым казалось к лицемерию и приспособленчеству.  

Три золотых правила языка сводится в одну золотую формулу мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия

  я - исключение, моя речь - это мое зеркало, моё достоинство. С меня начинается честь и культура России.
  На экране   слайд с изображением костра и сундучка. Две колонки: хорошие и плохие слова.
Добрый,  золотая, дурак, ласковая, идиот, умный,  зараза, кретин, милая, подлец, вонючий, милашка, балбес, балда, бандюга, барыга, баран, бездарь, выскочка, хоpошая.

Задача детей отобрать хорошие слова для сундучка, а обидные сжечь на костре.        

       Ученые сделали  открытие,  бранные слова вызывают на организм, так же как  и    радиация. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.
Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству   

      В нашей  школе  проходило  анкетирование:

Руки твои сильные 
Ты защити слабого 
Мысли твои верные 
Ты научи глупого 
Глаза твои, твоя душа 
Добрая и чистая 
Дари ее тому 
Кому больно одному
Твори добро на всей земле 
Твори добро другим во благо 
Не за красивое спасибо 
Услышавшего тебя рядом 
Я долечу до неба
Я накричусь досыта
Я расскажу все тайны дня  Досветла 
Соц. педагог:   О чем мы  с вами говорили  на занятие?  Что вы узнали надо ли  использовать?      Почему?

      Говорите слова, говорите Говорите красивые слова,

Говорите добрые слова,
И чтобы не кружилась голова,
А было так тепло и радостно
И в будний день, и в праздники
Слово ранит, и слово лечит
Давайте мир увековечим
От добрых слов, красивых слов
Лица озаряются и, если есть,
Морщинки расправляются
И каждая бабушка опять молодица
Ей чудо-слова помогли возродиться
Добрые слова говорить, комплименты -
Давайте в норму возведем
Зачем нам редкие моменты?
Без красивых слов любви не бывает
Любовь - основа основ
Пусть будет явью, а не сном
Говорите слова, говорите...      

Категория: Мои файлы | Добавил: zhbankovamashulya
Просмотров: 591 | Загрузок: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar