Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в МКСКОУ 

В МКСКОУ  в 2010 году была организована служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее СППМСС), в задачу которой входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.
СОСТАВ СЛУЖБЫ:

  1. Поленкова Н.И. – председатель ПМПк, руководитель службы ППМС сопровождения, педагог - психолог;
  2. Андреянова Л.В. – педагог-дефектолог;
  3. Клявина Е.Н. – учитель-логопед, секретарь;
  4. Ефимова М.С. – мед сестра;
  5. Жбанкова М.А. – социальный педагог;

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливаюшей работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних.

В словаре русского языка сопровождать означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В соответствии с этим сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним.

Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; 
во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; 
в-третьих, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Качество сопровождения определяют его базовые принципы: 

⦁ комплексность, 
⦁ непрерывность, 
⦁ междисциплинарность, 
⦁ приоритет интересов ребенка, 
⦁ командный подход, 
⦁ согласованная работа всех специалистов сопровождения - психолога, социального педагога, учителя-логопеда, дефектолога, медицинского работника (врача-педиатра и психиатра), педагога и др.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе может быть создание условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого учащегося; содействие сохранению здоровья(физического, психического, социального) участников образовательного процесса. Общими задачами сопровождения являются:

⦁ Защита прав и интересов ребенка;
⦁ Массовая диагностика по проблемам ребенка;
⦁ Выявление детей, групп детей, требующих внимания специалистов;
⦁ Консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса - учащихся, педагогов, родителей.
⦁ Проведение семинаров, МО с педагогами, родительских собраний;
⦁ Проведение индивидуальных, групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися;
⦁ Составление индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны. 

Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей.

Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности ), развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Служба ППМС выбирает способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее элементы, характерные для любого этапа:

  1. Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной "группы риска".
  2. Выделение из потенциальной "группы риска" реальной "группы риска". Индивидуальная диагностика проблем детей.
  3. Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей.
  4. Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении.

Служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

⦁ выявление проблем в ходе массовой диагностики; 
⦁ обращение родителей за консультациями; 
⦁ обращение за консультациями педагогов, администрации школы;
⦁ обращение в связи с возникшими у него проблемами самого ребенка;
⦁ обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка; 
⦁ обращения специалистов других социальных служб.

Этапы работы Службы:

  1. Диагностика.
  2. Обработка полученных данных.
  3. Составление программы и образовательного маршрута.
  4. Проведение коррекционно-развивающей работы в течение определенного периода.
  5. Создание портфолио индивидуального сопровождения.
  6. Решения и рекомендации для педагогов, родителей ребенка.

Категории детей, нуждающихся в сопровождении:

⦁ Дезадаптированные учащиеся;
⦁ Учащиеся, находящиеся на домашнем обучении;
⦁ Учащиеся, стоящие на учете ВШК, ОПДН;
⦁ Учащиеся, имеющие проблемы в поведении и учебе.

Ожидаемые результаты:

ДЛЯ ДЕТЕЙ

⦁ Усиление учебной мотивации (приобретения переносятся в учебную жизнь)
⦁ Способность работать в команде, использовать собственные ресурсы
⦁ Развитие психических процессов
⦁ Коррекция речевых нарушений
⦁ Освоение новых культурных норм
⦁ Повышение авторитета у сверстников
⦁ Рефлексия, анализ деятельности, планирование (Чего хочу?)
⦁ Профессиональная ориентация с последующим устройством в средние специальные учебные заведения

Ожидаемые результаты:

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

⦁ Умение проектировать образовательные события, индивидуальные программы
⦁ Выход за границу сложившейся практики
⦁ Освоение новых форм образовательной деятельности
⦁ Рефлексия
⦁ Обогащение педагогической практики (разработка заданий вне рамок школьной программы, новые педагогические приёмы)
⦁ Готовность работать с новым содержанием образования
⦁ Приобретение опыта работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья

Ожидаемые результаты:

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Включение в образовательный процесс 

  • Взаимодействие с педагогами в ситуации образования

  • Заинтересованность в «обратной связи»

  • Расширение родительского опыта

  • Новое видение своего ребёнка

  • Получение дальнейших перспектив в воспитании и адаптации ребёнка в социуме

  • Приобретение родительского опыта в воспитании детей с ограниченными возможностями и адекватного восприятия его возможностей и способностей 

  •  Заинтересованность в профессиональном самоопределении ребёнка.

еще:

Буклет СППМС.pub

ПОЛОЖЕНИЕ о Службе ППМС сопровождения.docx

ПРИКАЗ о создании ПМПк службы ППМС сопровождения.docx

ПРИКАЗ о создании службы ППМС сопровождения.docx

Служба ППМС сопровождения(педсовет).pptx

Служба сопровождения (схемы).docx